Аутизм синдром Каннера

Аутизм у ребенка – что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы “более благозвучным” и “социально приемлемым”. Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее.

Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития

Когда у ребенка по результатам предварительного обследования предполагают аутизм или синдром Каннера, мама не должна впадать в панику, а дожидаться результатов полного обследования. Большую роль при раннем выявлении нарушения играет и самостоятельная диагностика мамой расстройств, путем наблюдения за поведением малыша, отношению его к окружающим людям.

Лечение аутизма

Ребенок–аутист требует повышенного внимания со стороны родителей и врачей. Единой схемы терапии данного расстройства не существует, поэтому каждый конкретный случай рассматривается отдельно. Среди существующих методик и реабилитационных программ необходимо выделить:

  • «Прикладной анализ поведения»;
  • «Игровое время»;
  • ТЕАССН.

Данные методики основаны на обучении детей определенным поведенческим сценариям, активном общении с ними. При этом, степень коррекции нарушения, сглаживания проявлений, напрямую зависит от старания родителей ребенка – насколько правильно они будут следовать рекомендациям и указаниям специалистов.

Скорректировать легкий аутизм, уменьшить его проявления родители могут и самостоятельно. При этом действия близких и родных должны предполагать:

  1. Прививание ребенку необходимых жизненных навыков, на основе частого повторения одинаковых действий.
  2. Установление и постоянное соблюдение распорядка дня, исключение резкой смены обстановки, привычек малыша.
  3. Налаживание частых эмоциональных контактов: брать ребенка на руки, ласкать, играть с ним.
  4. Соблюдение перерывов между занятиями и общением – необходимо ребенку давать возможность побыть наедине.
  5. Регулярное выполнение с малышом физических нагрузок – это снимает стресс, укрепляет организм.
  6. Поощрение инициативы ребенка к выполнению любимых действий.

Зачастую ранний аутизм диагностируется непосредственно в детском саду. При этом воспитатели в таком случае должны уделять больше внимания ребенку с расстройством. Врачи придерживаются практики совместного обучения аутистов с обычными детьми.

Ребенок–аутист в садике по своему поведению и восприятию окружающей действительности, отличается от своих сверстников. Задача воспитателей и няни состоит в адаптации учебного материала, проработке вспомогательных методик обучения для родителей.

С помощью них мама может дома подготовить ребенка к предстоящему занятию, чтобы он стал равноправным участником учебного процесса. Структурированное обучение и визуальная поддержка являются обязательными составляющими.

Больные аутизмом ребята нуждаются в создании особых условий. Возможность такого ребенка пребывать в коллективе обусловлена уровнем развития не интеллектуальных, а адаптивных функций. При подготовке детей с аутизмом к обучению, уделяют внимание социальному и психомоторному развитию, и только затем – формированию школьных навыков. Наличие интереса к окружающим, чувства доверия, облегчает состояние ребенка.

Аутизм у детей – признаки, симптомы

Признаки аутизма настолько разнообразны, что у 2 разных детей могут проявляться по-разному. Это часто затрудняет диагностику нарушения на ранних этапах – определяется аутизм у детей преимущественно на этапе социализации (при поступлении в детский сад или школу). Среди всех существующих признаков нарушения, врачи чаще выделяют:

  1. Нарушение речи. Определенная часть ребят с данным диагнозом не разговаривают вообще, некоторые – отстают в речевом развитии от своих сверстников. До 1 года малыши не гулят, редко издают звуки, которые зачастую похожи. К 2 годам они имеют малый словарный запас (15-20 слов), а в 3 года способность к комментированию слов, составлению простых предложений – отсутствует. Однако аутисты способны часто повторять одни и те же слова, подобно эху, придумывают собственные слова.
  2. Аутизм у детей характеризуется отсутствием самоопределения – ребята говорят о себе в третьем лице, не используют в речи обращений и личных местоимений.
  3. Полное отсутствие эмоционального контакта с окружающими. Такие дети не тянутся на руки, не улыбаются, часто малыши сопротивляются попыткам родителей приласкать, обнять их. По поведению похожи на глухих и слепых – дети не отличают родителей от других, не обращают внимания на тех, кто обращается к ним.
  4. Нарушения в процессе социализации. Находясь в коллективе, среди сверстников, малыш испытывает сильный дискомфорт, у детей постарше возникает чувство тревоги. Если кто-то обращается к ним, они часто убегают и прячутся, стараясь избежать контакта. Ребята не умеют играть со сверстниками, не могут строить дружеские отношения, предпочитая уединение.
  5. Приступы агрессии. Неудача, расстройства часто перерастают в гнев, сопровождающийся истерикой, физической атакой. Агрессия может быть направлена не только на других, но и на самих себя.
  6. Слабый интерес к игрушкам. Заподозрить аутизм у детей врачи могут уже просто на наблюдениям за играющим ребенком. Ребята с данным нарушением не знают, и не умеют играть с игрушками. Чаще используется лишь один излюбленный предмет, порой – деталь или часть игрушки.
  7. Стереотипное поведение, боязнь перемен. Дети с аутизмом имеют склонность совершать на протяжении длительного времени однообразные действия: повторяют несколько раз одно слово, бегают по кругу, раскачиваются со стороны в сторону, вертят в руках что-то. Для ребят характерно компульсивное поведение – приверженность установленным правилам и распорядку.
Предлагаем ознакомиться:  Тяжелый острый респираторный синдром - online presentation || Тяжелый острый респираторный синдром ТОРС атипичная пневмония

Диагностика аутизма

Выставить диагноз «аутизм» врачи могут только на основании комплексного исследования, включающего оценку поведенческих и приспособительных навыков ребенка. Предположить наличие расстройства мама может и самостоятельно, зная, как проявляется аутизм. Подозрения должны возникнуть при одновременном наличии сразу трех симптомов:

  • проблемы в процессе социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникативных способностей;
  • наличие повторяющихся, стереотипных поведенческих привычек.

Для точной диагностики расстройства аутизм, симптомы которого описаны выше, выявления формы и тяжести нарушения, нейропсихологи проводят исследование, опираясь на критерии 2 международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.);
  • DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorder) – справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Тест на аутизм

Стоит отметить, что симптомы аутизма у детей периодически могут появляться и исчезать. При этом отдельные критерии патологического поведения могут фиксироваться и у здоровых ребят. Для выявления риска развития патологии синдром Каннера, симптомы которого перечислены выше, используются специальные тесты.

Результаты проведенной проверки не могут применяться в качестве основания для выставления диагноза. Подобного рода исследования проводятся исключительно специалистами, которые в своей практике используют:

  • M-CHAT–тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – проводится малышам в возрасте 16-30 месяцев;
  • CARS – рейтинговая шкала аутизма у детей, используется для обследования детей двух-четырех лет;
  • скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей 6-16 лет.

Каким бывает аутизм?

В последние годы аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — “расстройства аутистического спектра”.

Синдром Каннера

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

  1. невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
  2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
  3. недостаточность коммуникативного использования речи;
  4. отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
  5. страх изменений в окружающей обстановке (“феномен тождества”, по Каннеру);
  6. непосредственные и отставленные эхолалии (“граммофонная или попугайная речь”, по Каннеру);
  7. задержка развития “Я”;
  8. стереотипные игры с неигровыми предметами;
  9. клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
Предлагаем ознакомиться:  МКБ-10 Синдром врожденной краснухи - лечение, клиника, признаки по международной классификация болезней

При использовании этих критериев важно:

  • не расширять их содержание (например, различать неспособность к установлению контакта с другими людьми и активное избегание контакта);
  • строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;
  • учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
  • принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей в свою очередь к появлению в клинической картине симптомов вторичных задержек развития и компенсаторных образований.

“Странный, не такой, как все”. Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен.

“Как мешочек с песком”,— иногда говорят родители. Боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида.

Синдром Аспергера

Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему “красивость”, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.

Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен “внутрь себя”. Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям.

Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта

Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.

Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения “моющего типа” в кистях рук.

Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.

К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС.

У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.

К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Мы вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.

Атипичный аутизм

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:

  1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
  2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
  3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

Каковы перспективы?

На самом деле все зависит от родителей. От их внимания к ребенку, от грамотности и личной позиции.

Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам, скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили диагноз “аутизм”.

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята.

Если диагноз был поставлен позже 5 лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально. Так как коррекционная работа в этот период уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов.

Предлагаем ознакомиться:  Синдром ночного апноэ – причины храпа и остановки дыхания во сне

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи. Необходимость оформления инвалидности продиктована, как правило, прагматичной позицией родителей, стремящихся обеспечить ребенка дорогостоящей квалифицированной помощью.

Ведь для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с РАС требуется от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, далеко не каждая семья в состоянии оплачивать такие счета. Однако результат стоит вложенных усилий и средств.

Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — в общем, успешные состоявшиеся в жизни люди.

Статья предоставлена сайтом “Аутизм в России”

Откуда, кто виноват?

Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Мы имеем сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы.

Причины аутизма у детей

Определить точные причины аутизма врачам не удается до сих пор. В большинстве случаев медики указывают на наличие сразу нескольких факторов, которые способны были спровоцировать расстройство. Среди возможных стимулов, вызывающих нарушение, необходимо выделить:

  • модификации в генном аппарате ребенка;
  • органические поражения нервной системы: аномалии развития головного мозга, энцефалит;
  • нарушение работы эндокринной системы, приводящее к гормональным сбоям;
  • воздействие на организм вирусных и бактериальных инфекций;
  • частое использование антибактериальных препаратов;
  • отравление ртутью;
  • воздействие химических агентов на материнский организм во время беременности.

Формы аутизма

Синдром аутизма имеет различные проявления и симптомы, которые могут варьироваться и зависят от возраста ребенка, особенности его раннего развития. При оценке клинической картины, формы проявления нарушения, врачи определяют тип и стадию патологического процесса.

В соответствии полученным результатам, принимая во внимание возможные причины развития аутизма, делается заключение о проведении необходимой терапии, разрабатывается план социализации, адаптации ребенка в обществе. Среди возможных форм аутизма принято выделять:

  • ранний аутизм (развивается до 1 года);
  • поздний (симптомы появляются после 3 лет и а школьном возрасте);
  • атипичный – имеет нестандартные симптомы и признаки.

Симптомы расстройства возникают уже на первом году жизни малыша. Детский аутизм в такой форме тяжело поддается диагностике, и большинство мам просто не обращают внимания на возможные его проявления, считая их за особенности поведения ребенка, проявления его характера. Для синдрома Каннера наиболее характерно:

  • отсутствие зрительного контакта с ребенком – малыш не смотрит в глаза маме, когда она общается с ним;
  • привязанность к матери отсутствует – ребенок не плачет и не проявляет недовольства, когда мама уходит;
  • улыбки на лице малыша – редкое явление;
  • возникает задержка речи – к году малыш не гулит, чаще молчит;
  • проявление агрессивности ребенка в отношении других малышей, сверстников, отсутствие стремления к контакту с ними;
  • интерес к игрушкам отсутствует – ребенок чаще играет с одной, знакомой ему игрушкой.

Атипичный аутизм

Заболевание аутизм в этой форме характеризуется тем же нарушением коммуникативных навыков, ограниченностью интересов, отставанием в развитии. Разница в том, что признаки неспецифического первазивного расстройства развития, проявляются несколько иначе – к примеру, позже, чем всегда (в возрасте старше 3-х лет), или они менее выражены, не заметны на первый взгляд.

Ссылка на основную публикацию

Adblock detector