Йодофильные бактерии в кале у ребенка и как с ними бороться

Что такое йодофильная флора в кале у взрослого

В кишечнике взрослого человека присутствуют полезные и условно-патогенные микроорганизмы. К первым относятся лакто-, бифидобактерии, ко вторым – йодофильная микрофлора. Она вызывает брожение, расщепляя крахмал до глюкозы и кислот. Если кишечник в большом объеме содержит перевариваемую растительную клетчатку или легкоусвояемые углеводы, то активность гнилостных и бродильных процессов повышается, развивается патогенная флора кала.

Йодофильные бактерии являются грамположительными, к ним относятся клостридии, из патогенных выделяют дрожжевые грибы, кокки и палочки. У здорового взрослого человека такие микроорганизмы обитают внутри толстого кишечника, отличаются немногочисленностью. У детей йодофильная флора не присутствует, или она есть, но отличается умеренным количеством.

Если обнаружена йодофильная флора в копрограмме, это может говорить о разных причинах – от приема лекарств до серьезных заболеваний. Основными факторами, влияющими на появление микроорганизмов, являются:

• длительный или частый прием антибиотиков без контроля врача и параллельного употребления про- и пребиотиков;
  • присутствие в рационе преимущественно углеводной пищи или продуктов с высоким содержанием клетчатки (сладости, свежие фрукты, овощи, хлеб, макароны, крупы, крахмал);
  • снижение иммунитета;
  • нарушение перистальтики кишечника;
  • глистные инвазии, гельминтоз или заражение паразитами-червями;
  • отклонения в работе тонкого кишечника;
  • гастрит, панкреатит;
  • хроническое воспаление поджелудочной железы;
  • язвенный колит, болезнь Крона.

Под этим понятием принято понимать совокупность бактерий, в результате деятельности которых в отделах кишечника возникает процесс брожения. При нормальном состоянии организма содержащиеся в кишечнике активные вещества в результате переработки превращают крахмал в глюкозу. Но в случае появления микроорганизмов соединения глюкозы распадаются на органические компоненты.

Состав

Брожение в кишечнике могут вызвать дрожжи и кокки, которые поселяются внутри клеток. На сегодняшний день известно несколько групп таких микроорганизмов:

• Клостридии. Относятся к классу грамположительных бактерий, для заселения обычно выбирают нормофлору желудочно-кишечного тракта и женских половых органов. Определить наличие этих бактерий можно только после анализа, собранного из ротовой полости и с поверхности кожных покровов.
  • Патологическая. Представлена главным образом патогенными коками и различными видами палочковых структур.

Патогенная флора обычно поселяется в слепом отделе кишечника. По мере развития и увеличения своей численности она вырабатывает химус, вызывающий ускорение кислотных реакций. В результате подобного воздействия и возникает процесс брожения. Для того, чтобы убедиться в наличии в организме йодофильной флоры, проводится специальный анализ копрограмма.

Показания для анализа кала

Основаниями для назначения подобного обследования у детей являются вздутие живота, расстройство стула, метеоризм. Если сомнения подтвердятся и анализ покажет присутствие патогенной флоры, то именно с ней можно связать развитие следующих заболеваний:

• гастрит;
  • воспалительные процессы в кишечнике;
  • хронический панкреатит;
  • дисбактериоз кишечника.

Обнаружить патогенную флору в каловых массах можно не только у грудных, но и у более взрослых детей, на что может дополнительно указывать усиление перистальтики толстого кишечника или развитие гнилостной диспепсии. Вполне логичным считается появление этих микроорганизмов в организме, если ребёнок часто и в больших количествах употребляет овощи и фрукты или продукты, богатые клетчаткой.

В кишечнике каждого человека существуют бактерии. Необходимое количество таких их разновидностей, как бифидо- и лактобактерий обеспечивает нормальную здоровую флору, при которой без проблем протекает процесс пищеварения.

Если каких-то из этих двух этих видов микроорганизмов не хватает, из кокков (шаровидных бактерий), палочек, дрожжевых клеток и других образуется йодофильная флора. Называется она так из-за способности бактерий окрашиваться в черный цвет или темно-синий, контактируя с йодным раствором. Их действие направлено на переработку крахмала в глюкозу и некоторые другие кислоты.

Этот процесс сопровождается брожением в желудке. В нормальном состоянии патогенных бактерий не должно быть в микрофлоре кишечника, но ее наличие не всегда говорит о заболевании. Иногда она может присутствовать в малом количестве в кале, если накануне ребенок или кормящая мать употребляли много углеводов.

Йодофильная флора представляет собой присутствие болезнетворных микроорганизмов в кишечнике ребенка. Они склонны к повышенному ферментированию и переработке крахмала в глюкозу, вызывая процесс брожения в пищеварительном тракте. Существует несколько видов бактерий, создающих патогенную среду:

• дрожжеподобные;
  • клостридии;
  • кокки;
  • палочкообразные;
  • лептотриксы;
  • веретенообразные и пр.

Клостридии являются самыми нейтральными организмами, которые не несут угрозу человеческому здоровью. Отдельно они не несут опасности, но часто они сочетаются с патогенными бактериями. Такие микроорганизмы размещаются в подвздошной области кишечника и слепой кишке. При их размножении повышается выработка большого количества фермента химуса, обеспечивающего возникновение брожения.

Флора кишечника человека делится на три типа. Первый вид улучшает процесс пищеварения, облегчая усвояемость питательных веществ. Во вторую группу входят условно-патогенные микроорганизмы, которые вредят при высоком их содержании. Это йодофильная флора и грамположительные бактерии. Патогенный тип отличается негативными проявлениями после попадания его в организм.

По каким причинам бактерии могут появиться?

Помимо снижения иммунитета, длительного приема антибиотиков и употребления богатой углеводами пищи, есть еще несколько ситуаций, приводящих к разрастанию колоний йодофильных бактерий.

Одна из причин, по которым йодофильная флора обнаруживается в образцах, – дисбактериоз. Это сбой равновесия между полезной и болезнетворной флорой с увеличением числа йодофильных бактерий. В результате состояние кишечника ухудшается, полезная флора не может сдерживать появление болезнетворных бактерий и человек подвергается опасности воспалительных или инфекционных заболеваний.

Еще одна причина повышения уровня йодофильных бактерий – гельминты (глисты). Они обитают в организме человека, домашних животных и даже некоторых растений. Поэтому бродячая собака или бездомная кошка может представлять серьезную опасность, особенно при несоблюдении личной гигиены.

Пищеварительная система тесно связана со всеми органами и тканями организма. Анализ каловых масс позволяет сделать вывод о состоянии здоровья в целом. Если исследование показало, что йодофильная флора в образце присутствует (1 , 2 ), врач обязательно назначит дополнительную лабораторную диагностику.

Анализ кала – очень простой, безболезненный, но в то же время весьма информативный способ исследования. С его помощью можно определить наличие или отсутствие многих заболеваний, оценить работу кишечника, выявить паразитов. Проведение таких анализов в процессе лечения поможет провести контроль за эффективностью терапии.

В норме йодофильная флора должна отсутствовать в кале человека или определяться в минимальных количествах.

Существует два ее вида: нормальная (клостиридии – грамположительные спороносные бактерии) и патологическая (крупная палочковая среда, стафилококк).

В обоих случаях причинами появления в кишечнике вредоносных образований становятся:

1. Развитие в кишечнике ребенка гнилостной диспепсии – возникает при чрезмерном употреблении белковой пищи – свиного или бараньего мяса, а также несвежих продуктов животного происхождения.
  2. Дисбактериоз – нарушение баланса микрофлоры на фоне повышенного количества в пищеварительном тракте вредных микроорганизмов (например, бактерии Хеликобактер Пилори).
  3. Повышенная перистальтика толстого кишечника – ускорение сокращения стенок органа.
  4. Нарушение секреции поджелудочной железы – панкреатит, квашиоркор.

Гельминты и следы из жизнедеятельности также могут послужить причиной повышения уровня йодофильных одноклеточных микроорганизмов. Даже если ребенок принимал лекарство против глист, но организму понадобится еще несколько недель на очищение.

Нарушить микрофлору желудочно-кишечного тракта юного пациента может прием антибиотиков. Об этих факторах родители должны сообщить врачу, который расшифровывает копрограмму, ставит диагноз и назначает лечение.

Также причиной нарушения может стать недостаточно развитая пищеварительная функция кишечника. Это случается по причине образования в желудке недостаточного количества желудочного сока. В результате этого пища полностью не переваривается, ее остатки раздражают стенки кишечника, инфекция легче проникает в организм.

Увеличить свою активность палочкообразные и другие патогенные микроорганизмы йодофильной флоры могут по разным причинам:

• Долгое или частое употребление антибиотиков. Антибактериальные препараты уничтожают все полезные молочнокислые бактерии, тем самым стимулируя активное размножение условно-патогенных.
  • Глистная инвазия (инфицирование паразитами).
  • Преобладание в течение долгого времени простых углеводов и пищи с высоким содержанием крахмала в рационе. У грудничка может появиться вследствие перестройки пищеварительной системы и перехода на твердую пищу. В этом случае не требуется лечение, кишечник сам адаптируется и придет в норму.
  • Дисбактериоз – изменение баланса между нормальными и условно-патогенными бактериями. Общее снижение иммунитета.
Предлагаем ознакомиться:  Какие инфекции передаются половым путем

Также йодофильная флора в копрограмме может свидетельствовать о многих заболеваниях ЖКТ таких, как гастрит, панкреатит, повышенная перистальтика, гнилостная диспепсия, воспалительные процессы. Поэтому при обнаружении йодофильных бактерий в кале у взрослого или ребенка следует провести более детальное медицинское обследование и выявить первопричину.

Тем не менее, анализ кала, в котором обнаружено наличие представителей йодофильной флоры, не всегда говорит о том, что есть серьезная патология. Повышение активности этих микроорганизмов может быть временным, и связанным с приемом углеводной пищи накануне сдачи анализа.

Если у малыша здоровый аппетит, спокойный сон, веселое настроение и не замечено повышение температуры тела, то выявленная йодофильная флора может считаться нормой. При этом обязательно принять рекомендованные врачом меры для ее устранения, иначе болезнетворные бактерии будут размножаться и приведут к серьезным заболеваниям пищеварительной системы.

• Дисбактериоз.
  • Патологии тонкой кишки – аномальные вращения, атрезия, врожденный мегаколон и другие.
  • Протекание воспалительных процессов в стенках кишечника, которые спровоцированы неправильным питанием ребенка или вирусами.
  • Патологии поджелудочной железы.
  • Ребенок находится на грудном вскармливании, а мать употребляет слишком много овощей, содержащих крахмал или углеводов.
  • Запоры.
  • Раздражение слизистой желудка кусками непереваренной еды.
  • Предшествующее употребление химических препаратов, в том числе антибиотиков.

Дисбактериоз – процесс, при котором полезные микроорганизмы уменьшаются в количестве, а вредные бактерии увеличиваются и в результате этого нарушается процесс пищеварения. Сопровождается состояние вздутиями, поносом, болезненными ощущениями при дефекации и выходе газов. У грудничков наличие йодофильной флоры в кишечнике встречается часто по нескольким причинам. Во-первых, пищеварительная система в первые месяцы жизни незрелая, полезной флоры недостаточно для переваривания поступающей пищи.

Во-вторых, ребенок от 5 месяцев начинает активно познавать мир, наиболее распространенный способ – пробовать все на вкус. Какими бы антибактериальными средствами ни пользовались родители, они не гарантируют полной защиты малыша от попадания бактерий. Точно определить причину явления может только компетентный специалист на основании комплексного обследования, обязательной частью которого считается копрограмма ребенка.

Выделяется определенная группа факторов, провоцирующих активное размножение бактерий в организме у ребенка. К ним относятся:

• распространение гнилостных процессов в отделах кишечника;
  • недостаток желудочного сока или желчи;
  • проблемы с переработкой пищи в тонком отделе;
  • ускоренная эвакуация кала;
  • дисбактериоз;
  • неполадки в работе поджелудочной железы;
  • частое раздражение поверхности кишечных стенок не до конца переработонной пищей, что приводит облегчению пути проникновения инфекционных возбудителей сквозь них.

Углеводные соединения, а особенно глюкоза и крахмал, подготавливают благоприятную почву для размножения болезнетворных бактерий.

Подобная среда ускоряет рост их численности. В некоторых случаях йодофильная флора становится явлением краткосрочным – углеводы попадают в кишечник после приема пищи, но потом вступают в реакцию, а после завершения брожения больше не размножаются.

Существует целый ряд причин, которые могут вызвать развитие йодофильных организмов в кале у ребенка:

1. Употребление слишком большого количества фруктов в пищу. Это влечет за собой возникновение гнилостной диспепсии и, как следствие, развитие патогенной микрофлоры.
  2. Нарушения пищеварения в тонком кишечнике.
  3. Пищеварение нарушено непосредственно в желудке.
  4. Желудочно-кишечные заболевания: панкреатит, аппендицит, боли в области кишечника.
  5. Дисбактериоз в организме ребенка.

Очаг йодофильной флоры появляется в подвздошной части слепой кишки, вследствие чего происходит ускоренное выделение химуса. Это провоцирует кислотную реакцию, которая и вызывает брожение. Вызвать ее развитие может большое количество крахмала и сложных углеводов, которые являются хорошей средой для размножения бактерий.

Большое количество клетчатки и углеводов в рационе ребенка — главные причины повышенного газообразования и расстройств кишечника. При возникновении подобных симптомов стоит сдать анализы.Йодофильная микрофлора может быть особенностью организма и долгое время не тревожить человека. Это условно-патогенная среда, и при некоторых обстоятельствах в ней могут развиться вредные бактерии.

Патологическое состояние возникает, если ребенок резко меняет режим питания и начинает есть больше крахмала. Необходимо рассмотреть, почему возник дисбактериоз, чем опасно для растущего организма это состояние. Пища станет медленнее проходить по кишечнику, где будет происходить брожение. Большое количество съеденных фруктов приводит к гнилостной диспепсии.

Норма бактерий у детей

Если в каловых массах ребёнка содержится в небольших количествах йодофильная флора, то беспокоиться по этому поводу не стоит, хотя в идеале ее в принципе быть не должно. У детей грудного возраста часто патогенные бактерии появляются при резком сокращении количества полезных микроорганизмов. Это создает возможность для замещения лакто-и бифидобактерий патогенными бактериями.

Не должно быть вредных бактерий в кале у ребенка и после года и до трех лет либо, что считается нормальным, она должна быть представлена в очень небольшом количестве. Однако даже обнаружение любого подобного вида бактерий не означает, что в организме ребенка начало развиваться определенное заболевание.

Довольно часто это можно объяснить развитием дисбактериоза. При повышенной концентрации патогенной флоры процесс брожения может усиливаться до такой степени, что его значение может увеличиваться в 2 раза. Как правило, к этому периоду жизни у ребенка успевает сформироваться пищеварительная система, и благодаря копрограмме можно выяснить, в каком состоянии она находится.

Полезные бактерии играют важную роль в работе кишечника, так как от них зависит баланс микрофлоры, достигаемый за счет своевременного удаления из организма патогенных микроорганизмов.

В случае возникновения дисбаланса это сразу же приводит к увеличению йодофильной флоры, при этом данный процесс неизбежно сопровождается возникновением проблем в работе кишечника. Если назначенные специалистом исследования показали наличие в организме вредоносных бактерий, то при составлении программы лечения врач должен ориентироваться на дисбактериоз как на главную причину возникновения подобного состояния. Чаще всего он появляется вследствие проникновения в организм определенных видов грибов группы кандидов.

Ребенок может быть веселым, активным и бодрым, не жаловаться на плохой аппетит, но результат копрограммы покажет отрицательную динамику. Но это только в том случае, когда количество бактерий – минимальное. При их интенсивном размножении дети жалуются на боли в области живота, которые сопровождаются регулярной диареей, метеоризмом и ежедневными запорами. Родители замечают вялость, снижение активности и потерю веса малыша.

Патогенная микрофлора кишечника может вызвать серьезные осложнения в деятельности пищеварительного тракта, в кале появляются прожилки крови. Перед сдачей кала на анализ для получения достоверных результатов родителям нужно обратит внимание на питание ребенка – количество продуктов с высоким содержанием углеводом нужно снизить к минимуму за 2-3 дня.

Если обнаружена йодофильная флора в кале у ребенка, врач может назначить несколько вариантов лечения, в зависимости от возраста пациента:

• Если активность патогенных бактерий обнаружена у младенцев на грудном вскармливании, рекомендуется диетическое питание для матери.
  • Если ребенок находится на искусственном вскармливании, следует подобрать другой вариант молочной смеси.
  • Из рациона детей, которые уже полностью самостоятельно питаются, должны исключиться сахар, продукты с высоким содержанием крахмала и клетчатки, уменьшиться количество растительной клетчатки.
  • При необходимости может назначаться курс пробиотиков для улучшения пищеварения или бактериофаги.

В целом лечение взрослых и детей при отсутствии серьезных патологий со стороны ЖКТ не отличается. Взрослым назначаются те же бактериофаги и пробиотики, а также рекомендуется диета, исключающая:

• Продукты, которые вызывают брожение и усиленное газообразование (белокочанная капуста, черный хлеб, молоко, бобовые, яблоки, кукуруза).
  • Пшеничные отруби и другую грубую клетчатку.
  • Крахмалистые овощи и крупы (например, очищенный рис).
  • Фрукты с высоким содержанием сахара (виноград, дыня и др.).
Предлагаем ознакомиться:  Когда назначают и как проводят анализы на ротавирус

При обнаружении конкретного заболевания, которое вызвало активность патогенной флоры, специалист назначает медикаментозную терапию и вносит в режим питания корректировки, соответствующие лечению патологии.

В целом, йодофильная флора существенно не грозит здоровью человека, а при должном диетическом рационе и адекватном лечении быстро приходит в норму. Но в любом случае требуется консультация лечащего врача и дополнительное обследование кишечника и др. органов, поскольку активность патогенной флоры нередко является симптомом многих заболеваний.

• инфекционные поражения слизистой кишечника;
  • воспаления стенок кишечника;
  • сбой биобаланса;
  • муковисцидоз;
  • лактазная недостаточность;
  • присутствие паразитов.

Расшифровка анализа должна проводиться только квалифицированным узкопрофильным специалистом с учетом всех сопутствующих данных. Усредненные нормы микроорганизмов в кишечнике ребенка в младенческом возрасте такие:

• патогенные бактерии, в том числе и йодофильные – 0;
  • кишечная палочка – 300–400 млн/г;
  • кокки – меньше или до 25% максимум;
  • бифидобактерии – от 1010 до 1011;
  • лактобактерии – от 106 до 107.

Верхний порог нормы болезнетворных бактерий определяется их типом с дополнительными уточнениями. На этот показатель влияет общее количество других активных веществ в микрофлоре кишечника. При бактериологическом анализе исследуются и другие наименования микроорганизмов, мы указали основные.

В грудном возрасте обнаружение бактериальных клеток в стуле у малыша вызвано резким уменьшением концентрации полезных микроорганизмов в отделах кишечника.

Лактобактерии, бифидобактерии теперь замещаются условнопатогенной, патогенной флорой.

К ним относятся палочковые структуры, дрожжевые клетки, бациллы в форме веретена, кокки. Если головалый ребенок здоров, в его каловых массах бактерии не наблюдаются, либо присутствуют в мизерном количестве. Их наличие принято называть йодофильной флорой.

Родители в большинстве случаев даже не догадываются, в какой момент у ребенка начинаются неполадки в работе кишечника.

Ярко выраженные симптомы обычно отсутствуют. Диагностирование патологии осложняется тем, что кроха продолжает нормально есть, пребывает в хорошем настроении, у него спокойный сон.

Ребенок ведет себя так, как-будто его ничего не беспокоит. Отклонение не сопровождается болевым синдромом. Только после лабораторного исследования образца стула можно определить наличие бактерий в кале у малыша.

В пределах нормы кишечную микрофлору делят на несколько видов. В главный входят бактероидные микроорганизмы, бифидобактерии.

Сопутствующий вид, который еще называют облигатным, представлен молочно-кислыми лактобактериями, энтерококками, кишечными палочками.

Остаточная флора состоит из грибковых микроорганизмов, цитробактеров, стафилококков, протей, клебсиел.

Первые два вида отвечают за здоровое равновесие бактериальных клеток в отделах кишечника, избавляясь от вредоносных микробов. Численность йодофильной флоры регулируется главной и сопутствующей группами.

Когда по результатам анализов наличие патогенных клеток подтверждается, это значит, у ребенка нужно лечить дисбактериоз и сопутствующие ему отклонения. Чаще всего недуг провоцируется одним из грибков, принадлежащих к роду Кандида.

Его можно обнаружить при долгом употреблении медикаментов антисептического направления. Тогда здоровая микрофлора уничтожается вместе с патогенной. Лечение рекомендуется начинать сразу после визита к педиатру.

Йодофильная флора в копрограмме у детей может быть двух типов:

1. Нормальная. Она представлена исключительно клостридиями.
  2. Патологическая. В такой среде присутствует большое количество патогенных кокков и крупных палочковых бактерий.

Патогенная флора в кале у ребенка при нормальных результатах анализа должна полностью отсутствовать. У младенцев, новорожденных или детей до 3 лет микроскопические организмы могут присутствовать в небольшом количестве и при этом не вызывать никаких неприятных симптомов.

Нормой считается отсутствие йодофильной флоры в копрограмме у ребенка или ее присутствие в незначительном количестве. У грудничков возникновение патогенных микроорганизмов часто провоцируется снижением численности полезных бактерий. Бифидо- и лактобактерии заменяют патогенную микрофлору. Без характерных признаков патологии у малыша до года ее выявляют с помощью анализов.

У детей 1-3 лет также не должно быть патологической флоры или она может определяться в наименьшей концентрации (до 8 г на протяжении дня). Наличие одного из видов бактерий иногда свидетельствует о дисбактериозе. При повышении процесса брожения показатели удваиваются. Копрограмма помогает получить информацию о состоянии пищеварительной системы, которая в этом возрасте полностью сформирована. Йодофильная флора увеличивается из-за дисбаланса, проявляясь характерными симптомами нарушения работы кишечника.

Признаки йодофильной флоры

Если у взрослого обнаружены йодофильные бактерии в кале, это не всегда является признаком заболевания, но стоит посетить терапевта или гастроэнтеролога. Появление флоры зависит от рациона, поэтому ее можно скорректировать, внеся изменения в питание. Симптомами превышения патогенных микроорганизмов становятся:

• зеленая слизь в кале;
  • частое вздутие живота;
  • неприятные ощущения или боли в животе;
  • метеоризм;
  • диарея, запор;
  • дисбактериоз;
  • резкое снижение аппетита;
  • понижение массы тела;
  • стул с кровью;
  • хроническая усталость, подавленность настроения;
  • ложные позывы к дефекации повышенной частоты.

Методы диагностики

Диагностировать присутствие патогенных бактерий поможет копрограмма, с помощью которой исследуются каловые массы. В лаборатории делается химический, визуальный и микроскопический анализ биоматериала.

Что такое копрограмма, и как ее сдают?

Копрограмма представляет собой исследование, которое определяет вид бактерии, стадию воспалительного процесса и инфицирования, а также помогает выявить в каком отделе кишечника возникла проблема. Правильный результат можно получить лишь после анализа свежего материала, потому что во вчерашнем кале патогенные микроорганизмы погибают.

Перед сдачей кала необходимо придерживаться некоторых правил:

1. Из рациона исключают блюда, которые могут закрасить материал.
  2. За два до исследования стоит отказаться от пищи, богатой на крахмал, углеводы и жирной еды.
  3. Для анализа используется лишь стерильная емкость.
  4. Требуется соблюдение личной гигиены.

Лечение

Если значение йодофильной флоры в кале у взрослого завышено, пациенту придется пройти еще ряд диагностических процедур для выявления причины и постановки точного диагноза. Основными методами диагностики являются ультразвуковое исследование органов ЖКТ, комплексный анализ кишечной флоры и биохимический анализ крови. После этого назначается терапия, состоящая из приема медикаментов, корректировки рациона и остановки роста патогенной микрофлоры.

Традиционная терапия заключается в приеме лекарственных средств, делящихся на группы в зависимости от типа действия:

1. Противомикробные бактериофаги – не дают патогенной флоре кала размножаться, снижают ее уровень. К таковым относятся Секстафаг, Интести, Пиобактериофаг, Клебсиелл, Псевдомонас аэругиноза. Под бактериофагами понимаются вирусы, способные разрушать определенный тип патогенной флоры. Попадая внутрь кишечника, они «растворяют» вредные клетки микроорганизмов, используют их для питания и размножения, поражая новые. Постепенно патогенная флора отмирает, а на ее место в органе приходит полноценная полезная. Бактериофаги выпускаются форматом капель, растворов, таблеток, принимаются однократно за сутки курсом 5-7 дней. Точные параметры лечения определяет лечащий врач.
  2. Прием пробиотиков на основе живых молочнокислых бактерий, восстанавливающих уровень полезной флоры кала. Это Энтерол, Линекс, Бифидумбактерин, Бифиформ, Аципол, Биоспорин, Ацилакт. Они выпускаются формой таблеток, капсул с кишечнорастворимой оболочкой, порошков или капель. Прием лекарств производится по инструкции – примерно 1-2 раза/сутки курсом 7-10 дней. Этого времени хватает, чтобы укреплять полезную микрофлору и создавать условия, благоприятные для ее размножения. Таким способом устраняется дисбактериоз, подавляется патогенная флора кала.
  3. Употребление пребиотиков – препаратов, восстанавливающих нормальную среду кишечника. Они создают основу питания для полезных микробов, не усваиваются организмом, но благотворно влияют на его функционирование, выборочно стимулируя рост микроорганизмов. Большинство пребиотиков относятся к клетчатке, но при наличии йодофильной флоры она запрещена. Поэтому используют средства на основе инулина. К таковым относятся Хилак Форте, Стимбифид, Экспортал.

Как отмечают специалисты, в большинстве случаев увеличение численности патогенных бактерий в кишечнике ребенка происходит по причине развития дисбактериоза. Основной способ устранения подобного состояния у младенцев сводится к исключению из рациона матери в период лактации продуктов, богатых клетчаткой, крахмалом и сложными углеводами. В случае перевода на искусственное вскармливание ей обязательно нужно подобрать подходящую по составу смесь.

В то же время для уменьшения риска развития дисбактериоза врач может назначить матери подходящие бактериофаги и пробиотики. Сочетание этих лекарственных средств обеспечит двойной эффект: первые будут вести активную борьбу с болезнетворными бактериями, а вторые помогут создать в кишечнике благоприятные условия для увеличения численности полезных микроорганизмов.

Предлагаем ознакомиться:  Коклюш: инкубационный период, последствия после болезни. Как передается коклюш?

В случае обнаружения дисбактериоза у детей старшего возраста с ним борются аналогичным образом:

• корректировку рациона питания дополняют лечением бактериофагами и пробиотиками.
  • В меню маленьких пациентов должны отсутствовать продукты, богатые крахмалом, сахаром.
  • Одновременно с этим для нормализации микрофлоры рекомендуется свести к минимуму потребление фруктов и овощей.

В том случае, если увеличение численности патогенной флоры произошло в результате развития серьезных заболеваний, прежде чем начать лечение, необходимо пройти более детальное обследование и сдать анализы, подобранные специалистом. После того, как у врача будут на руках результаты всех анализов и он получит полную картину о состоянии организма, в частности кишечника, можно приступать к составлению программы лечения.

Иногда возможны случаи, когда дисбактериоз или воспалительный процесс локализуется только в одном из отделов кишечника. Обычно подобное происходит, когда в рационе ребенка присутствует слишком много углеводных соединений или же имеются серьезные проблемы в работе системы пищеварения. Подобные нарушения являются одним из симптомов гастрита и панкреатита. Для нормализации работы пищеварительной системы необходимо поменять рацион питания и время приема пищи.

Для ребенка необходимо составить четкий график питания на каждый день, которого он должен строго придерживаться. Также необходимо уделить внимание меню, в котором должны преобладать продукты, богатые витаминами и минералами. Помимо них в рационе должно присутствовать достаточное количество мясных и кисломолочных продуктов. При необходимости диета может быть дополнена приемом пробиотиков.

Даже если копрограмма показала присутствие йодофильной флоры в кале, это не означает, что он серьезно болен. Ведь причиной подобного состояния могут быть не только вредные микроорганизмы, но и смена рациона питания. В таких случаях проводить специальные лечебные мероприятия нет необходимости. Нужно просто дождаться, пока организм ребёнка перестроится и избавится от патогенных бактерий.

Если же подобное состояние обнаружено у ребенка с низким иммунитетом или он только что закончил курс химиотерапии, то организму необходимо оказать помощь в виде назначения пробиотиков. Довольно часто для родителей обнаружение в организме ребенка патогенных микроорганизмов становится неприятным сюрпризом.

Заметив у ребенка хотя бы один из симптомов, нужно немедленно обратиться к педиатру. Только врач может точно определить причины, по которым в организме активизировались йодофильные патогенные бактерии и назначить эффективное лечение. Методы устранения проблемы зависят от возраста малыша.

Например, у грудничков патологические бактерии уничтожат по схеме:

• убирают из рациона питания матери продукты, содержащие клетчатку (сухофрукты, бобовые культуры, цельнозерновой хлеб) при грудном вскармливании, и меняют молочную смесь при искусственном вскармливании;
  • подавляют рост патогенной микрофлоры с помощью бактериофагов – препаратов, которые поглощают болезнетворные бактерии (например, пиополифаг, стафилофаг или интести-бактериофаг);
  • заселяют полость кишечника полезными микроорганизмами с помощью прибиотиков (Бифиформ, Линекс, Лактомун).

Для детей старшего возраста комплексная лечебная терапия состоит из таких же действий, из рациона исключаются продукты с высоким содержанием белка и клетчатки. Также ребенок должен прекратить употреблять крахмалосодержащие (картофель, рис, макароны, орехи разных видов и шоколад) и сахаросодержащие (кондитерские изделия, магазинные соки и газированные напитки) компоненты.

Также к минимуму снижают употребление свежих овощей и фруктов (особенно в летний период) до тех пор, пока не наладиться кишечная микрофлора.

Вначале нужно выяснить причину его появления, а потом приступать к лечению. Чаще всего активизация процесса брожения связана с дисбактериозом.

Тогда количество полезных микроорганизмов резко уменьшается, а патогенных – увеличивается. Чтобы восстановить нормальную микрофлору кишечника, нужно:

1. Когда ребенок еще грудного возраста, его кормят грудным молоком, достаточно убрать из меню мамы блюда с содержанием растительной клетчатки, сложных углеводных соединений, крахмала.
  2. Если вскармливание искусственное, рекомендуется перевести малыша на другое детское питание.
  3. Детям постарше назначают медикаменты, имеющие способность поглощать и нейтрализовать патогенные микроорганизмы. Их называют бактериофагами.
  4. Иногда выписываются пробиотики с содержанием живых лактобактерий, относящихся к полезной группе микроорганизмов.
  5. Когда ребенок уже питается самостоятельно, для восстановления нормальной микрофлоры в его кишечнике в меню вводятся ограничения. Почти исключаются фрукты, овощи, сахар. Нельзя есть продукты, в состав которых входит крахмал. Особенно это касается картофеля.

В крайних случаях необходимо ультразвуковое исследование и дополнительные анализы, чтобы поставить точный диагноз и определить, какое лечение необходимо.

Терапия начинается с проведения анализа на дисбактериоз у ребенка. Это заболевание является самой распространенной причиной увеличения количества вредоносных бактерий в кишечнике. Если исследование клостридии в анализе на дисбактериоз дало положительный результат, то врачом назначается комплексное лечение.

Для устранения нарушений у грудничков необходимо исключить из рациона матери (при кормлении грудью) продукты, содержащие крахмал и большое количество клетчатки. При искусственном вскармливании необходимо заменить смесь. Одновременно с этим назначаются пробиотики и бактериофаги (лекарства, которые поглощают патогенные микроорганизмы).

Лечение дисбактериоза у детей старшего возраста проходит по комплексной схеме, состоящей из диеты, применения бактериофагов и пробиотиков. Из рациона исключаются продукты, содержащие крахмал или сахар. Снижается количество потребляемых фруктов и овощей. Если причиной появления патогенной флоры стала болезнь, например панкреатит, терапию стоит начинать только после проведения дополнительных исследований и сдачи необходимых анализов.

Основываясь на результатах, врач назначает соответствующее лечение. Если дисбактериоз или воспаление затронуло только один отдел кишечника, это признак избытка углеводов в питании или нарушение работы пищеварительной системы. Такое может случаться при гастрите или панкреатите. Лечение заключается в корректировке пищевого рациона и времени приема еды.

Как избавится от йодофильной флоры

Если заключение врача свидетельствует об опасном количестве болезнетворных бактерий в микрофлоре кишечника ребенка, необходимо принять ряд мер. В зависимости от диагностированного заболевания будет различаться и назначение лечения.

Общими и безопасными для всех ситуаций, в которых может быть выявлена йодофильная флора, считаются такие оздоровительные мероприятия:

• Специальная диета.
  • Употребление лекарственных средств.
  • По возможности – отказаться от приема антибиотиков и других химических препаратов, поддерживающих состояние здоровья.
  • Использовать щадящие антибактериальные средства для обработки посуды, игрушек и других бытовых предметов из окружения младенца.

Лекарственные средства для снижения количества йодофильных бактерий

Грудничкам разрешено употребление лекарственных средств двух направлений действия:

• те, которые поглощают болезнетворные бактерии – бактериофаги;
  • стимулирующие увеличение количества лакто- и бифидобактерий – пробиотики.

В случае выявления йодофильной флоры единожды, необходимо контролировать этот показатель и сдавать анализы спустя какое-то время после действий, направленных на ее устранение. До оглашения специалистом серьезного диагноза, как причины ее наличия, не стоит паниковать. Во многих случаях этот процесс свидетельствует об адаптации пищеварительной системы к нововведениям.

Видео по теме: Кишечные инфекции

Меры профилактики

Если у взрослого человека вредные бактерии просто вызывают неприятные симптомы в виде вздутия, запоров, то у детей йодофильная микрофлора приводит к гастриту, панкреатиту и воспалительным процессам пищеварительного тракта.

К заболеваниям такого рода относят рефлюкс, синдром не язвенной диспепсии, болезнь Крона и парапроктит. Чтобы обезопасить юный организм от негативного воздействия бактерий, нужно проводить профилактические действия.

Первое, что следует учесть – употребляемые продукты. Рацион должен включать нормальное количество углеводов – от 250 до 580 мг в сутки для взрослых и 170-420 мг в сутки для детей старше 1 года (до 12 месяцев норма определятся в расчете 13 г на 1 кг веса).

Кисломолочные продукты в количестве 3-4 наименований ежедневно (йогурт, кефир, ряженка, творог, закваска), употребленные ребенком – еще один способ избежать нарушений в пищеварении.

Какая диета подойдет для пациента

Важным этапом лечения присутствия патогенной флоры является корректировка рациона или диета. Из питания следует убрать продукты, содержащие пищевые волокна. К ним относятся фасоль, бобы, отруби, хлеб, сухофрукты, кукуруза. Под запретом капуста, картофель, злаки. В рацион для улучшения пищеварения следует включить мясные и молочнокислые продукты, придерживаться обильного питья. Из рациона нужно убрать сахар, белокочанную капусту, молоко, яблоки, очищенный рис, виноград, дыню.

Ссылка на основную публикацию